Колумнисты Галереи Кредо Проза жизни События The World Мировые чтения Новости

Под знаком единорога

О том, что географические пространства и различные менталитеты не делают нас другими. И «ничто не сближает людей, разрушая стены и преодолевая барьеры непонимания, как кино», — в этом твердо уверен Филип Перкон

страна Филип Перкон

О кино можно спорить, говоря, что оно умирает или возрождается. О нем можно забыть в лихорадке будней, но все равно подступит минута, когда еще раз понимаешь, что кино — лучшее из зрелищ вот уже вторую сотню лет. Пришельцы в московском Бирюлево как попытка напомнить о том, что любовь и толерантность сильнее безумия шовинизма в «Притяжении» Бондарчука. Или история о семейном аде людей, забывших про любовь в картине Зуевой «Близкие»… «Теснота», «Гупёшка», «Матильда — такие разные взгляды на нас и на мир. Они похожи в одном: каждый фильм стремится напомнить нам о том, что быть человеком — сложно и прекрасно. А еще о том, что географические пространства и различные менталитеты не делают нас другими. И «ничто не сближает людей, разрушая стены и преодолевая барьеры непонимания, как кино», — в этом твердо уверен Филип Перкон, генеральный продюсер и основатель кинонедели Russian Film Week в Великобритании.

 

Есть стереотипы о России в сознании иностранцев. «Эти русские» всегда привлекали изгибами своей загадочной славянской души. Сегодня у многих появляется желание проверить: а так ли это? Один из лучших способов понять — искусство кино.

Russian Film Week — платформа, где можно увидеть самые интересные за последний год фильмы не только из России, но и о России. Здесь заканчивается политика и начинается творческое обсуждение. Мой диалог с самой большой на нашей планете страной начался, когда я подростком ступил на землю, взрастившую моих родителей.

В России я не жил никогда. Мои родители русские, однажды переехавшие из Санкт-Петербурга в Стокгольм. Иногда приезжал к бабушке и дедушке, но родился и вырос в Швеции, учился в Великобритании. Я — соотечественник, который жил за рубежом. Однако Россия уже в период отрочества стала мне очень интересна. Моя историческая родина… Эта страна мне всегда казалась необычной, непохожей ни на одну страну мира. О ней многое рассказывали родители, я смотрел разные российские фильмы, читал русские книги, но первый раз я приехал в Москву только лет в семнадцать. Именно тогда во мне проснулся интерес к культуре России, к ее истории, истории самодержавной России и СССР.

Это было импульсом к созданию в Лондонской школе экономики, где я учился, «Russian Business Week» — самого большого российского форума и дискуссионного клуба в академическом, университетском мире. Туда приезжали предприниматели, ученые, высокопоставленные чиновники, все, кто работал с Россией или кому Россия интересна. Рассказывали студентам и молодежи, что происходит в этой стране на самом деле. Этот и все мои последующие проекты связаны с Россией по перекрестному принципу, через связи с другими странами: Россия-Англия, Россия-США и так далее. Почему это важно? Я верю, что через культуру можно «строить мосты». Как между отдельными людьми, так и между целыми нациями. Во всем, что мы с моим коллективом делаем, нас поддерживают и российские организации, и зарубежные. В Лондоне для Russian Film Week нам предоставляют кинотеатры и другие различные площадки, министерство культуры России выделило средства. Мы видим, что наш фестиваль, наше кино — искусство — объединяют людей. В других сферах жизни этого не происходит по причине сложных политических отношений между странами. Мой проект о российском кинематографе — еще один «мост».

Прошлый год в России был официально назван Годом кино. Появилась инициатива: показать российские фильмы в Лондоне. Это переросло в идею создать целый фестиваль, с премией для российских и иностранных фильмов о России и с очень солидным интернациональным жюри. Позже добавились мастер-классы, выставочная программа — мы хотели показать не только кино, но и российскую кинокультуру. В этом году Russian Film Week уже проходит в нескольких городах Великобритании.


Это было импульсом к созданию в Лондонской школе экономики, где я учился, «Russian Business Week» — самого большого российского форума и дискуссионного клуба в академическом, университетском мире.


 

Параллельно с кинопоказами, которые проводятся для широкой зрительской аудитории, существует и наша премия «Золотой единорог». Это выборка самого лучшего из того, что мы взяли для своей кинонедели. Почему такое название? Единорог — мифическое животное, которое является только избранным людям. Для награды это прекрасный образ. Кроме того, символы Великобритании — лев и единорог, они изображены на гербе страны. Что менее известно, единорог был символом Руси при Иване Грозном, присутствовал на официальной печати царя. Оттиски печати сохранились, и они золотые. Как и наши статуэтки для лауреатов премии.

К выбору победителей у нас свой подход. Есть жюри интернациональное, которое оценивает российские фильмы, и есть русское жюри, которое смотрит зарубежные фильмы о России. Взгляд разных людей, работающих в различных областях, но так или иначе связанных с кино. Чтобы не узкоспециальной точки зрения. Нам представляется, что интернациональным кинематографистам должно быть интересно, как российское общество воспринимает фильмы о России, снятые в других странах. Мы хотели бы эту нашу подборку зарубежных фильмов показать и российскому зрителю.

Это прекрасно, что есть российские картины, которые попадают на Каннский или Венецианский кинофестивали, но это от силы несколько фильмов в год, и они не отражают в полной мере киноиндустрию страны. Для этого мы и распахиваем шире окно в российскую культуру кино. Хочется, чтобы через некоторое время кинонеделя Russian Film Week стала самой уважаемой в мире площадкой для демонстрации фильмов, снятых в России, и фильмов зарубежных — о России.

И знаете, не такой уж утопической мне кажется эта мечта.

Разрушить, чтобы построить город Александр Карабанов

Человечество не оригинально. Раз в сто лет, а то и чаще, создается чертеж идеального, спасительного для всех мира, где будут все счастливы и в той же мере свободны. Сколько их, созданных, а потом осмеянных моделей солнечных городов благоденствия, — не счесть. Отказываясь от привычных утопий, создает свой чертеж наш постоянный автор, известный российский адвокат и общественный деятель Александр Карабанов.

Бег к будущему континент Рубен Варданян

Человек, чья мечта не менялась никогда, всегда хотел изменить жизнь не только свою, но и людей вокруг себя к лучшему. И, судя по всему, он знает, что путь от мышления вчерашнего к мышлению будущего — «игра в долгую». Об этом и многом другом Рубен Варданян, социальный инвестор и предприниматель.

Учиться делать мечту страна Григорий Аветов

Всякая борьба сопровождается победой одного и поражением другого. Жертвами и трофеями. Но бывает, что в арсенале победителей и жертвы, и трофеи. Так случается, потому что путь превращения мечты в жизнь — это приобретения и потери.