Колумнисты Галереи Кредо Проза жизни События The World Мировые чтения Новости

На языке метафоры

О, сколько их на полях!Но каждый цветет по-своему —В этом высший подвиг цветка!Мацуо Басё

континент Юко Хасэгава

 

Япония — географически самая восточная страна. Однако из всех азиатских стран ее, пожалуй, можно назвать самой «западной» по образу мысли и уровню жизни. При этом японская культура крайне патриотична — там принято гордиться своим наследием. Наверное, только через подобное противоречие в обществе можно научиться тонко чувствовать границы, на которых заканчивается одна культура и начинается другая. А впоследствии понять, что, может быть, границы эти давно уже растушеваны, а общую культурную картографию невозможно создать. О том, как сегодня в искусстве локальное встречается с глобальным, рассуждает Юко Хасэгава, арт-директор Музея современного искусства в Токио и куратор основного проекта 7‑й Московской международной биеннале современного искусства «Заоблачные леса».

В современном мире уже изжито двухполюсное разделение искусства на Запад и Восток. Сегодня есть смысл говорить о целостном пространстве с неопределенными границами, в котором происходит взаимодействие самых разных культур, и это взаимодействие не ограничивается движением по отрезку Запад-Восток, а развивается во все стороны одновременно. Концепция культуры, в которой отсутствуют национальные границы, существует уже очень давно. В практике культурного обмена многое было открыто задолго до того, как на арену вышла Европа — она всерьез заявила о себе только в XVI веке, но центры культурного притяжения существовали и ранее и находились в совершенно других местах. Мне хочется призвать людей пересмотреть основания, которые позволяют нам определять культуру как ведущую или догоняющую, расшатать устоявшееся представление о центрах и перифериях. И самое главное — вынести на первое место те культуры, которые как бы оказались в промежутке, на границе, балансируя между теми двумя полюсами, что придумали люди.

Не существует одной большой культурной картографии. Я отчетливо поняла это, когда работала на биеннале в Шардже, культурной столице ОАЭ. Если рисовать культурную карту оттуда, — а именно Шарджа является большим арабским центром сосредоточения самых разных культур и, значит, имеет представления о них, — то получится, что центром ее непроизвольно становится Шарджа, потому что он является точкой зрения рисующего. Все нарисованное будет субъективно. Если рисовать, находясь в Токио или в Москве, карта поменяет свой облик, потому что изменится точка зрения. Поэтому я думаю, что культурных картографий великое множество — зависит от того, с какой стороны посмотреть. И самое интересное, что сторон этих вовсе не две, как многим думалось раньше.

Сегодня развеялось разделение культуры на западную и восточную. Сами подумайте: мы говорим о Токио как о востоке, говорим о востоке Альп или некоторых восточных частях России. Все это разный Восток. И между условными Востоком, Востоком и Востоком должны произойти встреча и культурный обмен, если они хотят друг друга понимать. А глядя на современную обстановку в мире, нельзя не согласиться с тем, что от понимания друг друга зависит наше будущее.

XXI век уникален. Люди быстрыми темпами развивают высокие технологии — появляются новые коммуникационные платформы, где встречаться и производить культурный обмен возможно в разы быстрее. При этом традиционное общение не изжило себя. Мы с вами являемся свидетелями поразительного синкретизма, естественным образом оставляющего свой след в искусстве современности.

Концепцию биеннале «Заоблачные леса», напрямую связанную с моим видением современного искусства, отражает его метафоричное название. «Облако» в данном случает означает облачные пространства, в большей степени — Интернет, его содержимое и людей, которые общаются посредством этой сети. «Лес» — это что-то первичное, то, что всегда существовало вокруг нас, связанное с ручным трудом и традициями. Если «облако» представляет собой нечто глобальное, то «лес» больше связан с локальным. Моя идея заключается в том, чтобы показать взаимоотношения «леса» и «облака», их диалог. Когда изобрели Интернет — а с тех пор прошло уже более тридцати лет, — появилась новая социальная экология, которая дополнила собой современную экосистему. Возникновение облачных пространств повлияло и на искусство. Суть биеннале — показать, как они могут существовать, как создают новые ощущения и пути восприятия, как формируют новую медиареальность и становятся разновидностью будущего. И как взаимодействуют с «лесом». Художники из двадцати четырех стран меня поддержали. Среди них, правда, пока больше «лесных», чем «облачных», но есть и те, кто пытается соединять традиционное с инновационным. Такой подход показывает, что «лес» и «облако» могут общаться и, что более важно, сотрудничать. Мне кажется, это даже необходимо.

Представьте, что вы родились и живете в маленькой деревне. У вас есть определенное занятие, например, вы ремесленник, создающий произведения декоративно-прикладного искусства. Вылепленная вами, «лесная» глиняная чашка уникальна. Но в мире существуют работы, которые ценятся гораздо выше, и Интернет позволяет узнать, что это за работы и почему они ценны. Вы создали из глины нечто: но что это? Откуда исходит уникальность? Ответы на эти вопросы помогает дать «облако». В нем можно найти то, что похоже на ваше творение, или то, что в корне отличается от него. Сравнивая созданное вами с другими произведениями искусства, вы поймете, что именно держите в руках. Это крайне важный процесс. Кроме того, «облако» позволяет услышать мнения людей. Допустим, фотографию своей работы вы выложили в Instagram. Один скажет: «О, а это здорово!»; а другой покривится: «Мне такое не нравится». Все это означает лишь то, что глиняная чашка, вылепленная неизвестным ремесленником в маленькой деревне, может заставить людей подумать о ней, а значит — о том, что хотел донести ее создатель. Поэтому так важно вкладывать в свое творчество себя, делать его отражением своих убеждений и веры.

Мы все еще продолжаем определять природу искусства. Если раньше его воспринимали как совершенно особенное и не каждому доступное нечто, сочетающее в себе исторический и эстетический контексты, то сегодня искусство скорее представляет собой динамический акт соединения разных сфер человеческой жизни: науки, политики, духовной жизни и так далее. Искусство объединяет их в себе и становится некой движущей силой. На возрастании влияния этой силы сказывается и то, что люди теперь все больше разговаривают на визуальном языке, потому что стали чаще общаться посредством собственных визуальных впечатлений. Так искусством строится мост к каждой сфере нашей жизни. Это и есть его вызов — оно способно влиять на человека.

Важно понимать: искусство не может изменить мир. Оно умеет влиять на разум людей, как на психологическом уровне, так и на уровне эстетики, иногда — и на уровне восприятия. И так, косвенно, оно лишь может оказывать влияние на происходящее в мире. Любой человек искусства, производящий что-либо, не обязательно именно художник, должен думать о том, чтобы побуждать людей размышлять, чтобы вдохновлять их, — вот, на мой взгляд, в чем состоит его задача.

Я же — шеф на кухне. Когда получаю какое-нибудь рабочее приглашение, просто еду в ту страну, где меня ждут, и готовлю. Сперва смотрю на местную культуру — на все ее ингредиенты — и на то, как думают люди этой страны. Собираю все необходимое в одном месте и приступаю к готовке. Не забываю пригласить и лучших поваров мира готовить вместе со мной: с целью привлечь больше внимания к нашим блюдам. Многие любят поесть. Ох, если это что-то горькое, люди поводят носом и уйдут; но если им понравится, то они останутся с удовольствием. Вот и все. Их реакция делает их счастливыми. После приема пищи, которую мы приготовили, весь этот процесс становится их новым увлечением, а съеденное остается в памяти. Они обязательно вернутся, чтобы повторить. Современное искусство — в постоянном обмене, перемещении, переосмыслении, перманентном создании нового общения. Вот мой рецепт.

 

 

Страх, жадность и глупость город Алексей Локонцев

Правду говорят, когда утверждают, что человек делает вызов каждый день, себе, окружающему миру. Среди огромного количества испытаний, посланных сверху, есть несколько таких, что встречаются на перекрестках дороги жизни, — от нашей реакции на них зависим будущие мы. Потом долго еще смотрим назад и стараемся понять, смогли ли принять вызов и на какую тропу свернули.

Вызовы: от глобального потепления до Любви город Армен Дарбинян

Мир вокруг нас постоянно меняется: сюрпризы погоды и скачки цен, одни гаджеты вытесняют другие, обновляются идеи, трансформируются отношения и возможности, но вечными остаются вопросы о мире и месте человека в нем. А еще о том, как складываются отношения во вневременной парадигме «Судьба — Человек», или «Создатель — Человек», или «Непреложные Обстоятельства — Человек».

Вызов письмо редактора Лара Лычагина

Я с ужасом смотрю на сегодняшний день, в котором мы рисуем картинки повсеместного безумия. Но самое страшное — кажется, так будет и завтра. Возможно, мы являемся свидетелями истории духовного роста человечества, неизбежного роста, за которым неминуемо последуют изменения.