В рамках Фотобиеннале-2020 Мультимедиа Арт Музей, Москва, представляет выставку «Некоторый беспорядок. Произведения из коллекции Антуана де Гальбера». Антуан де Гальбер — крупнейший французский коллекционер, меценат и основатель легендарного парижского арт-центра Maison Rouge («Красный дом»), который в течение 15 лет был местом, где проходили одни из самых интересных выставок, выходящих за рамки принятых парадигм кураторского подхода; местом, где демонстрировали современное искусство и арт-брют; местом, где показывали классиков и открывали новые имена. Выставочная деятельность Maison Rouge основывалась на огромной коллекции Антуана де Гальбера и других частных коллекционеров, а также музейных коллекциях. За 15 лет своего существования Maison Rouge стал одним из важнейших центров концентрации интеллектуальной энергии Парижа.
Экспозиция основана на фотографическом разделе коллекции Антуана де Гальбера и подготов-лена специально для московской Фотобиеннале-2020. В нее вошли как произведения самых влиятельных фотографов и художников, использующих в своем творчестве фотографию как медиа, так и работы неизвестных авторов, а также молодых художников, которые только входят в мир искусства. Выставка включает работы таких авторов, как Ман Рэй, Брассай, Константин Бранкузи, Йозеф Судек, Марио Джакомелли, Мирослав Тихий, Роман Опалка, Дитер Аппельт, Хилла Бехер, Аббас, Джоэл-Питер Уиткин, Хироси Сугимото, Энни Лейбовиц, Гилберт и Джордж, Андерс Петерсен, Гюнтер Брус, Аньес Жоффре, Микаэль Суботски и многих других.
Работы на выставке разделены по разным темам и сюжетам: звездные ночи, лица, взгляды, безумие, тело, смерть. Все они ставят вопросы о будущем человека, об участи человека в будущем и его месте в мире. Они также говорят о сложности и неоднозначности человеческого бытия, раскрывают его темные стороны и противоречия.
Подобно тому, как человек стремится познать глубины своего подсознания, он стремится и к познанию Вселенной. «Космическая» глава выставки включает и научную фотографию, и художественные проекты: ее диапазон простирается от «Атласа северного Млечного Пути» (1934) американского астронома Фрэнка Элмора Росса, именем которого названы тысячи небесных тел, до проекта «Чистые звезды» французской художницы Жюльет Аньель, работы которой стали одним из главных открытий фестиваля «Международные фотографические встречи в Арле» в 2017 году.
Столкновение возвышенного и низменного — прием, которым пользуются два других художника, представленных в этом разделе. Для создания проекта «Скрытые жесты» Николас Ламас сканировал погасший экран айпада, «проявляя» на его поверхности царапины, отпечатки пальцев и пыль, которые образовали на глубоком черном фоне подобие астрономического ландшафта.
Испанский концептуалист Хоан Фонткуберта в проекте «Созвездия» снабжает каждую работу всеми атрибутами научной астрономической фотографии (координаты, точное время). Но на деле на них изображены насекомые и грязь, налипшие на лобовое стекло машины художника. Иронический проект, в котором мечта о космосе разбивается так же, как насекомые о лобовое стекло, ставит под вопрос доверие к фотографии как к бесспорно правдивому документу и проблематизирует взаимоотношения кажущегося и реального.
Помимо познания окружающего мира человек сам, своим творческим актом, создает искусственный ландшафт, который становится неотъемлемой частью среды его обитания и объектом фотографического исследования. В этот раздел вошла фотографическая работа великого скульптора Константина Бранкузи, который именно фотографию считал идеальным способом передать «живой» динамический аспект его скульптур. Знаменитый японец Хироси Сугимото представлен работой «Кембрийский период» из своей легендарной серии «Диорамы». Художник неоднократно повторял, что всю свою жизнь никогда не верил своим глазам, так как никогда не был уверен в том, что увиденное им действительно существует: «Я всегда перемещался между реальностью и мечтой, пытаясь примирить эти два состояния». Анализируя свою серию «Диорамы», он писал: «Мой фотоаппарат может вторично остановить время в диорамах, где оно уже было остановлено. Если убить что-то мертвое, можно ли его вернуть к жизни? Когда я фотографирую диораму, я — не просто зритель, но сам становлюсь частью нереального мира диорамы». Нью-Йорк на фотографии Уокера Эванса, угольный конвейер Хиллы Бехер, архитектурные фотографии Доры Маар и Отто Вольса развивают тему искусственных ландшафтов, созданных человеком.