В XIII веке таджикский философ и поэт шел по рынку и вдруг услышал стук молоточков. Их ритм и звучание так понравились Мевлане, что он поднял руки к небу и закружился в танце, обращая молитву к Богу. Так родился главный ритуал ордена кружащихся дервишей. Три раза останавливаются танцующие, чтобы обратиться с приветствием­ к Богу, Вселенной и душе. Родился в Балхе, умер в Конье, слова его не сходят с уст людей всего мира, а философия хранится в сердцах последователей. О том, как учение великого суфия трансформировалось в восприятии его потомка из нашего века, рассказывает наш постоянный колумнист председатель GTL Group Хофиз Шахиди.

Джелаледдин Руми, великий поэт-суфий родом из Таджикистана, когда-то написал: «Моя религия — это любовь. Каждое сердце — мой храм». И моя вера — любовь. Моя мама — тоже любовь. Мой папа — это любовь. Мой Пророк — это любовь. Мой Бог — это любовь. Я чадо любви, и я пришел в этот мир, чтобы говорить о любви. До того как ­появились мечеть, церковь, синагога и пагода, был алтарь, у которого молились люди. Им не нужен был посредник между ними и Богом. Мевлана придумал свой способ медитации и общения с Создателем напрямую и основал орден дервишей. Для меня, как и для поэта, духовный, внут­ренний алтарь — символ истинной веры — любви.

Я мусульманин. Но я считаю, что речь должна идти о культуре. Существуют европейский, арабский, средиземноморский, цент­рально­азиатский и другие культурные миры, и они важнее религиозных в той же степени, в какой алтарь важнее храма. И над всем этим главной остается Любовь.

В современном мире превалируют стереотипы. Но любовь способна разрушить любой из них. ­Однажды я купил хорошую видеокамеру и фотоаппарат и попросил друга детства прилететь из Швеции и просто проехаться по нашим красивым горным селам, чтобы показать миру лица живущих там людей. В момент, когда фотохудожник делает снимок, происходит магия: человек в кадре читается как книга, а его лицо рассказывает о жизни больше, чем мог бы написать о ней биограф. Люди, живущие в тех местах, особенные. Каждый день своей жизни они наблюдают величественные и грозные горные пейзажи и острее других осознают ничтожность человеческого существования. Среди этих вершин родились слова Руми: «Этот мир — горы, а наши поступки — крики: эхо от нашего крика в горах всегда возвращается к нам». Жизнь здесь делает философом даже самого скромного крестьянина; склонность эта подпитывается размеренным и неспешным существованием. Ощущение бренности бытия, его скоротечности усиливается тем, что не раз в истории Таджикистана столетняя скала обрушивалась и накрывала собой целое поселение. Для живущих тут людей горы — это алтарь, а каждый взгляд на них — молитва. 

Мы были движимы любовью, поэтому нам удалось сделать задуманное, рассказать о своем народе миру в яркой и доступной форме, разрушить стереотипы через творчество. Выставка состоялась и имела большой успех, подтвердив правоту слов ливанского и американского философа Джебрана Халиля Джебрана: «В сердце того, кто страстно стремится к красоте, она сияет ярче, чем в глазах созерцающего ее». 

Мой отец — композитор Толиб Шахиди, представитель творческой интеллигенции мира, музыкант. Через всю свою жизнь он несет людям музыку — главный язык любви. Мне кажется, что ему удалось реализовать творческий потенциал во многом благодаря стране, которой, к сожалению, уже не существует, — СССР.Советская культура существовала как достойнейшая в парадигме мировых: сильное музыкальное образование, художественные и театральные школы. 

Мои дети — доказательство того, что советская мультипликация была одной из лучших в мире. Есть много современных мультфильмов и сериалов, но моя четырехлетняя дочь просит включить ей «Винни Пуха» и «Бременских музыкантов». 

Актеры советской школы были для нас олицетворением романтики и доброты: Леонов, голосом которого разговаривает с друзьями Винни Пух. Миро­нов, Высоцкий — талантливейшие люди, которые своим творчеством доносили до нас культуру любви. Для меня она выше Стены Плача, Православной церкви или мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Это и религия, и Бог, и Храм. Об этом пронзительные «Красно-желтые дни» рано ушедшего талантливого музыканта и поэта Виктора Цоя: «А мне приснилось: миром правит любовь. А мне приснилось: миром правит мечта».

Мне не хотелось бы, чтобы пропала та романтика и любовь, которые всегда были в отношениях между простыми советскими людьми. Отсутствовал акцент на религии, на храме. Это был наш алтарь: любовь друг к другу, к детям, к работе, к делу. Эльдар Александрович Рязанов снял прекрасный фильм «Служебный роман» с Алисой Фрейндлих и Андреем­ Мягковым в главных ролях. Эта картина в двух сериях для меня стала лучшим отражением отношений между мужчиной и женщиной в обществе, где царила культура любви. Несмотря на разницу в служебном положении, герои фильма влюбляются друг в друга и создают семью, а вокруг них всегда ощущается атмосфера романтики, юмора и доброты. Такая ­атмосфера царила в доме моих родителей во многом благодаря маме. Она была и остается для нас идеалом и воплощением любви, другом и лучшим советником в жизни. Отношения родителей для нас — жизненный пример для подражания, производная культуры любви. 

Совершенно иную картину мы наблюдаем в западном обществе: мужчины и женщины буквально противопоставляются друг другу — это напоминает мне нескончаемые гендерные войны. Громкие скандалы и разводы каждый день, обсуждение того, что жене удалось отсудить у мужа, как делили детей. В советские времена подобного не происходило: браки были прочными, люди жили и живут всю жизнь вместе, как мои родители. Когда в обществе присутствует культура любви, оно может стать авангардом в развитии человечества. 

Жаль, что, по сути, Советский Союз был «разрушен упаковкой», как сказал однажды мой отец. Но в красивой упаковке принесли культ денег, генетически модифицированные продукты и напичканные антибиотиками американские окорочка. Все это привезли в страну, где до того была абсолютно везде органическая пища. В Таджикской ССР выращивали пятнадцать сортов яблок и примерно столько же видов абрикосов и персиков. Глобализация пришла со своими далеко не лучшими правилами. 

В западном обществе превалирует культ денег, который я бы противопоставил культуре любви, труда и творчества в СССР. Храм, религия, деньги — это явления одного порядка. Это форма, не всегда наполненная правильным содержанием. Алтарь, Любовь и творчество им противоположны и обладают глубоким смыслом. Жизнь невозможна без любви, и счастлив тот, кто может следовать совету Руми: 

Любовь — вода жизни,

Пей же ее и сердцем, и душой.