Мой Art Basel

Тренд времени — развитие современного искусства и благотворительности, которые идут сегодня рука об руку

Континент Юлия Рублева

 

Скорость и экономия времени делают жизнь удобной, освобождая нас для более важных и интересных занятий. Мы тратим секунды на то, чтобы внести номер телефона нового знакомого в записную книжку, — достаточно просто навести объектив камеры на QR-код и считать визитку. За новыми технологиями будущее современного искусства и благотворительности, которые постепенно переходят на интернет-платформы, считает наш постоянный колумнист, специалист в области искусственного интеллекта и современного искусства, патрон музея «Гараж» Юлия Рублева.

В искусстве игра — это нить, дающая человеку шанс находиться в зоне перманентно высокого эмоцио-нального состояния, поднимающего над повседневностью и обыденностью жизни. В ней не просто создаются и продаются с аукционов современные мировые шедевры, но и рождаются великие идеи и дела: большие филантропические проекты, благотворительные фонды и программы.

Статус патрона музея «Гараж» — важная история в моей жизни. Мне нравится чувствовать себя человеком, который поддерживает современное искусство и талантливых художников в качестве мецената. Окунуться в новый мир Art Basel Hong Kong 2019 с правильной компанией позволил организованный «Гаражом» тур для патронов. Целью поездки было определение канвы повествования о том, как меняется сегодня жизнь арт-объектов и их создателей. Куратор Art Basel России и стран СНГ Николай Палажченко провел увлекательное и интересное посвящение в мир современного искусства с четкими и яркими акцентами.

Основной задачей для меня было посещение amfAR Gala Hong Kong 2019. Мне хотелось понять, как могут уживаться в одном пространстве и давать мощный заряд энергии взаимообмена две совершенно исключительные вещи. С одной стороны, это мероприятие, посвященное борьбе со СПИДом, с другой — необычно то, что поддержка людей с этим заболеванием идет именно со стороны современного искусства. Это тонкая и интересная история, и для меня было большой честью стать единственным представителем от России, не просто посетившим amfAR, — мне довелось стать донором, внесшим существенный благотворительный взнос на этом мероприятии.

Однако самыми важными и ценными для меня стали два знакомства. Первое из них — с Пэнси Хо (Pansy Ho). Это человек, который сегодня признан международным сообществом и входит в десятку влиятельных женщин мира не только по финансовому критерию, но и по авторитету в бизнес-сообществе и за его пределами. Она является главным патроном благотворительного мероприятия amfAR. Вторым значимым событием стало знакомство с Эдрианом Ченгом (Adrian Cheng), создателем кластера — фонда К11 Art Foundation, К11 ARTUS, K11 MUSEA. Организация поддерживает молодых художников и занимает одну из лидирующих позиций в мире современного искусства. Знакомство с этими людьми дало мне понимание того, что проект, которым я занимаюсь, — поддержка молодых художников — очень актуален и вызывает заинтересованность у гонконгских коллег. Важно быть друг для друга партнерами в общих задачах и объединять усилия на благо всем. Мы надеемся, что в будущем у нас будут совместные проекты и интересное сотрудничество.

В рамках программы один из основателей платформы фонда Симон де Пюри (Simon de Pury), консультант частных и корпоративных коллекций, ведущий проек-ты в сфере современного искусства и аукционы по всему миру, среди которых LDF Gala Auction Леонардо Ди Каприо и amfAR, провел уникальный аукцион. Это была потрясающая игра, в которой лот стоимостью в десять тысяч долларов превращался в арт-объект ценой в четыреста тысяч за пять минут. Красивое действо завораживало легкостью, с которой люди становились правообладателями тех или иных произведений современных художников: фотографий, скульптур, инсталляций, картин.

Ощущение абсолютной правильности происходящего пришло от того, как люди с удивительной непринужденностью были готовы поддержать две абсолютно разные миссии: меценатство и филантропию. Тренд времени — развитие современного искусства и благотворительности, которые идут сегодня рука об руку. Лоты росли в результате магической игры Симона, и в итоге были собраны 2,8 миллиона долларов за один благотворительный аукцион. Когда понимаешь, что мир настолько готов участвовать во всем, быть вовлеченным в эти две темы, получаешь сильнейший энергетический импульс. Уверена, что и в России эти идеи получат мощную поддержку.

Знакомство с людьми — источниками энергии и силы денег,  — их влияние на современное искусство и поддержка двух проектов, которые я посетила, сделали возможным рождение фундамента новой философии. Эпоха благотворительности и современного искусства базируется на эмоциональных вспышках.

Это наблюдение было подкреплено потом при изучении Art Basel. Работы, которые мне понравились и нашли отклик в душе, стоили от миллиона долларов и все были проданы в первый день. Заинтересованность покупателей очевидна: огромное четырехэтажное здание, экспозиционные залы большой площади были открыты потом в основном для просмотра.

Концепция аукционной игры тоже изменилась: на Art Basel практически отсутствовали сами художники. Их интересы представляли галеристы, которые подчас не знали ничего о судьбе представляемых художников и эмоциях, которыми они руководствовались, создавая арт-объект. И здесь я вижу серьезную брешь, которую заполнит мой проект: платформа позволит людям не просто покупать произведения искусства, но и четко понимать роль художника и его внутренние мотивы через комментарий или мини-интервью в видеоформате. Мы живем в эпоху новых трендов, и мой прогноз — уход Art Basel и подобных мероприятий в виртуальность. В этом есть логика: физические возможности человека ограничены — обойти и просмотреть все экспонаты подобной выставки нереально. Надев очки виртуальной реальности, люди смогут получить полное представление о коллекциях, это более эффективно. Многие картины на выставке Art Basel уже были снабжены QR-кодами, которые выводили на страницы с информацией о галерее.

Между человеком, который покупает произведение искусства, и тем, кто его создал, сегодня существует огромная пропасть. В первые дни работы Art Basel посетили реальные коллекционеры, но в основном там встречались галеристы и посредники, представители покупателей. Это отчасти лишает смысла связь «человек — искусство», «творец — ценитель», делая прекрасное элементом бизнес-модели, объектом покупки, которая в дальнейшем принесет прибыль при продаже. Опыт и связи, которыми я располагаю, позволяют мне ясно видеть и другую сторону дела: все крупные бренды, банки, корпорации пытаются проникнуть в мир современного искусства через продукт. Фактически мы сейчас понимаем, что все стремятся заинтересовать публику через креатив и творческую энергию.

Поездка утвердила меня в желании и дальше двигаться в выбранном направлении. Элемент внутренней игры и энергии Art Basel принес вдохновение и новый поток идей. Я почувствовала себя как когда-то в детстве, когда мы совершали поступки играючи, не задумываясь о последствиях, и были абсолютно счастливы.