На 29 апреля 2022 года в России насчитывалось 113 миллиардеров с совокупным состоянием $522 млрд. Если эту сумму поделить поровну на общее количество их детей (340), все они тоже будут миллиардерами со средним результатом $1,5 млрд.
Состав участников рейтинга по сравнению с прошлым годом изменился, в нем появилось пять новых наследников из двух семей: двое детей основателя финтех-сервиса Revolut Николая Сторонского (№13 в рейтинге, $3,55 млрд на каждого ребенка) и трое сыновей Дмитрия Бухмана, совладельца игровой компании Playrix (№18, $2,7 млрд на каждого).
Самым богатым наследником ($21,4 млрд) уже много лет остается Юсуф Алекперов, единственный сын крупнейшего акционера «Лукойла» Вагита Алекперова.
1 место — Вагит Алекперов
Состояние: $21,4 млрд
Место в списке Forbes: №5
Доля одного ребенка: $21,4 млрд
Наследник: Юсуф Алекперов (1990 г.р.)
Юсуфу Алекперову, сыну основателя «Лукойла», принадлежит 0,2% акций компании, в мае 2022 года они стоили $90 млн. Ему же достанется и пакет отца (28,3%): попав под санкции Великобритании в апреле 2022-го, Вагит Алекперов ушел из руководства «Лукойла», но со своими акциями не расстался. У Алекперова-младшего есть холдинг «Экто» — шесть компаний, крупнейшей из них по выручке (11,4 млрд рублей за 2021 год) пока остается «Лукавто», дилер Mercedes-Benz. Самая молодая в группе — «Типзз» (чаевые онлайн), создана в октябре 2021-го.
2 место — Андрей Мельниченко
Состояние: $22,7 млрд
Место в списке Forbes: №3
Доля одного ребенка: $11,35 млрд
Наследники: Тара Мельниченко (2012), Адриан Мельниченко (2017)
У владельца компаний «Еврохим» и СУЭК Андрея Мельниченко и его супруги, бывшей сербской модели и солистки белградской группы Models Александры Мельниченко (в девичестве Николич) двое детей: девятилетняя Тара и пятилетний Адриан. Тара владеет тремя языками (русским, английским и сербским) и обучается по школьной программе. Раньше вместе с мамой девочка посещала Недели высокой моды в Европе. Всей семьей Мельниченко любили путешествовать на своей парусной яхте «А», но весной 2022 года, после введения против бизнесмена санкций Евросоюза, эта яхта была задержана в порту Триеста. В распоряжении Мельниченко по-прежнему остается его первая мегаяхта — моторная «А».
3 место — Леонид Михельсон
Состояние: $22,7 млрд
Место в списке Forbes: №4
Доля одного ребенка: $11,35 млрд
Наследники: Виктория Михельсон (1992), сын (2015)
Дочь основного владельца компаний «Новатэк» и «Сибур» Виктория Михельсон изучала историю искусств в Нью-Йоркском университете и Институте Курто в Лондоне. В 2016–2017 годах входила в попечительский совет New Museum. До 2016 года музей получал пожертвования от семьи Михельсона. Виктория живет в Цюрихе, курирует проекты в фонде поддержки молодых российских художников V-A-C («Виктория — Искусство быть современным»), созданном ее отцом, входит в экспертные советы Фонда Никола Труссарди (Милан) и фестиваля «Кинезис: Искусство в движении» (Палермо). Ей также принадлежит Специализированный фонд целевого капитала для поддержки культуры и искусства «Расширение пространства». Сын Михельсона — ее сводный брат.
4 место — Владимир Лисин
Состояние: $24,9 млрд
Место в списке Forbes: №2
Доля одного ребенка: $8,3 млрд
Наследники: Дмитрий Лисин (1981), Юрий Лисин (1984), Анастасия Лисина (1998)
Сыновья Владимира Лисина занимаются семейным бизнесом. Дмитрий, выпускник Лондонской школы экономики и РАНХиГС, работал в компаниях отца с середины 2000-х, входил в советы директоров Первой грузовой компании и Первой портовой компании. Юрий живет в Лондоне, владеет люксембургской компанией RiskInvest Holding, ей принадлежат 4,26% акций Fletcher Group, в которую входит НЛМК. В совет директоров Fletcher Group входит его сестра Анастасия.
5 место — Павел Дуров
Состояние: $15,1 млрд
Место в списке Forbes: №9
Доля одного ребенка: $7,55 млрд
Наследники: Алина (2009), Михаил Дуров (2010)
Информацию о своих детях основатель «ВКонтакте» и Telegram тщательно скрывает. О них впервые стало известно в 2014 году, когда издание Lifenews опубликовало ответ на свой запрос в отдел ЗАГС Приморского района Санкт-Петербурга, где жили родители Дурова, в квартире которых были прописаны его дети. В опубликованной Lifenews справке имена затерты, оставлены только первые буквы: «А» у девочки и «М» у мальчика. Информацию о детях подтвердил сокурсник Дурова и его бывшей жены Дарьи Бондаренко, которая сейчас живет в Барселоне, в документальном фильме Родиона Чепеля, вышедшем в апреле 2021-го. Имен детей он не назвал. Forbes удалось узнать их — дочь зовут Алина, сына — Михаил.
6 место — Геннадий Тимченко
Состояние: $19,5 млрд
Место в списке Forbes: №7
Доля одного ребенка: $6,5 млрд
Наследники: Наталья Браунинг (1978), Ксения Франк (1985), Иван Тимченко (1995)
Старшая дочь совладельца «Новатэка» и «Сибура» Наталья изучала английскую литературу в Оксфорде. В 2002-м вышла замуж за выпускника Оксфорда Питера Браунинга, с ним впоследствии развелась. Живет в Лондоне. Ксения окончила Эдинбургский университет, изучала философию и французский, увлекается шахматами и театром. Работает в Благотворительном фонде Елены и Геннадия Тимченко. У Ксении, как и у родителей, есть гражданство Финляндии. Она замужем за сыном бывшего гендиректора «Совкомфлота» Глебом Франком, воспитывает сына и дочь. Ее брат Иван родился в Хельсинки, изучает международные отношения в Женевском университете. В марте США ввели санкции против обеих дочерей и Глеба Франка, после чего он продал долю в Русской рыбопромышленной компании.
7 место — Искандер Махмудов
Состояние: $6,4 млрд
Место в списке Forbes: №27
Доля одного ребенка: $6,4 млрд
Наследник: Джахангир Махмудов (1987)
Сын основного акционера УГМК Джахангир окончил Лондонскую школу экономики и бизнес-школу Hult и с 2012 года работает в России в группе отца. В октябре 2019-го он был назначен директором по трансформации УГМК, а до этого четыре года работал директором по коммерческим и финансовым вопросам Челябинского цинкового завода, входящего в группу. Его задача — внедрение в УГМК новых навыков и инструментов, в том числе и цифровых, для повышения эффективности работы компании.
8 место — Виктор Рашников
Состояние: $11,5 млрд
Место в списке Forbes: №12
Доля одного ребенка: $5,75 млрд
Наследники: Татьяна Рахно (1970), Ольга Рашникова (1977)
Старшая дочь владельца «Магнитки» Татьяна в середине нулевых занималась поставками продукции комбината за рубеж. Позже начала свой бизнес, с 2014-го владеет строительной компанией «Реконструкция». Татьяна живет в Лугано. Там же в Колледже Франклина училась Ольга, она работала на ММК 13 лет, в последние годы директором по финансам московского представительства. В 2017-м ушла, сохранив место в совете директоров. Ольга владеет 16-комнатным особняком Villa Nellcote в Вильфранш-сюр-Мер на Французской Ривьере и квартирой в Москве площадью 500 кв. м в престижном ЖК «Гранатный палас», расположенном в районе Патриарших прудов в Гранатном переулке. У нее трое детей.
9 место — Сулейман Керимов
Состояние: $15,6 млрд
Место в списке Forbes: №8
Доля одного ребенка: $5,2 млрд
Наследники: Гульнара Керимова (1990), Саид Керимов (1995), Амина Керимова (2003)
Сын члена Совета Федерации от Республики Дагестан Саид Керимов в 2016 году окончил факультет Международного бизнеса и делового администрирования МГИМО. Именно он владел основными активами семьи. После начала «спецоперации», в марте 2022 года, Сулейман Керимов попал под санкции Великобритании, в апреле та же участь постигла и его сына. За две недели до этого Саид успел снизить свою долю в золотодобывающей компании «Полюс» с 76,34% до 46,35%. В мае он передал оставшийся пакет Фонду поддержки исламских организаций. Старшая сестра Саида Гульнара в 2014 году вышла замуж. В 2016 году вместе с братом стала членом совета директоров «Полюса», но задержалась там ненадолго, до декабря 2017 года.
10 место — Андрей Гурьев
Состояние: $9,6 млрд
Место в списке Forbes: №15
Доля одного ребенка: $4,8 млрд
Наследники: Андрей Гурьев (1982), Юлия Гурьева-Мотлохов (1985)
Младший Андрей Гурьев в марте 2022 года, попал под санкции ЕС и ушел с поста гендиректора «Фосагро», компании своего отца, в которой проработал более 18 лет. Он живет в Москве с женой и двумя детьми, занимается делами Российской ассоциации производителей удобрений, которую возглавляет с 2016 года. Его сестра Юлия Гурьева-Мотлохов — соучредитель Благотворительного фонда Андрея Гурьева, активно участвует в его работе. Ее муж Алексей Мотлохов — сын бывшего заместителя губернатора Мурманской области, управляет накоплениями семьи в хедж-фонде Kola Capital. Юлия с мужем и тремя детьми живет в Лондоне, в районе Хайгейт, рядом со знаменитым особняком Витанхерст своего отца.