В Арцахе прошла акция «Женщины во имя мира»

Женщины во имя мира

 

В Арцахе (второе название Нагорного Карабаха) прошла акция «Женщины во имя мира», в сопровождении супруги премьер-министра Армении Анны Акопян. 

В качестве гостей из России в Армению прибыли писатель, переводчик и сценарист Людмила Улицкая, заслуженный мастер спорта России, конькобежка, депутат Государственной думы Светлана Журова, действительный государственный советник РФ III класса, лидер партии «Женский диалог» Елена Семерикова, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, общественный деятель Анна Федермессер, журналист, телерадиоведущая Кира Альтман, журналист, кинодокументалист Екатерина Гордеева, продюсер Элина Арзуманова, руководитель фонда «Лыжи мечты» Анна Шилова.

Непосредственно в Арцах группу гостей сопровождали супруга президента Республики Арцах Анаит Саакян, супруга министра обороны Сусанна Мнацаканян, супруга посла Армении в России Мери Тоганян.

The World приводит полное выступление Анны Акопян в рамках «Женщины во имя мира»: 

Любимые, многоуважаемые гости!

По логике вещей я, конечно, должна начать с благодарности, должна выразить вам благодарность за то, что мы сейчас находимся здесь, в Нагорном Карабахе, по сути — в зоне военных действий, более того — на передовой.

Но я не могу себе позволить сказать вам спасибо, потому что то, что вы сделали, выше любого рода благодарностей. Вы из Российской Федерации приехали на карабахскую передовую, чтобы сказать «нет» войне, и, кроме того, биографии каждой из вас таковы, что я чувствую, что слишком мала даже для того, чтобы выражать вам благодарность.

Когда около двух месяцев назад в Третьяковской галерее в Москве я объявила о своей инициативе «Женщины во имя мира», представила ее смысл и цели, то сказала, что для того, чтобы с большей вероятностью быть услышанными, мы должны говорить с поля боя, стоя рядом с солдатами. Но в то время и я не была уверена, что эту цель удастся осуществить, имея в виду, как много препятствий есть на пути ее осуществления. Но вот мы находимся здесь, что стало возможным только благодаря высоким материнским и человеческим чувствам и большому мужеству каждой из вас.

Что мы говорим? Мы призываем участников Нагорно-Карабахского конфликта и представителей стран-посредников беречь жизни 18–20-летних армянских и азербайджанских солдат, стоящих по эту и противоположную стороны границы, не делать несчастными их родителей и детей, не играть с судьбами сотен семей, отказаться от военного пути разрешения конфликта и искать пути улаживания вопроса исключительно за столом переговоров.

В Азербайджане, однако, пока не торопятся идти на такой шаг. Означает ли это, что там женщины равнодушны к жизням своих сыновей? Конечно же, нет, такого не может быть. Получаемые из Азербайджана отклики свидетельствуют о том, что они просто с недоверием относятся к этой инициативе, ищут в ней различные политические подтексты, и не только сами не присоединяются к этой кампании, но и пытаются удержать других от этого шага.

Но, чтобы все было ясно, хочу еще раз подчеркнуть: мы не говорим о возникновении конфликта, вариантах его разрешения, мы с удовольствием уступаем эту тяжелую работу мужчинам, но мы твердо призываем их беречь в процессе жизни армянских и азербайджанских молодых ребят, не увеличивать число одетых в траур женщин с обеих сторон.

Уже около 30 лет конфликт не разрешается, каждый год по ту и эту сторону границы погибают десятки солдат, а в апреле 2016 года погибли сотни. И что мы имеем в итоге, приблизились ли мы к решению вопроса хотя бы на один сантиметр?

Конечно же, нет, мы имеем с обеих сторон прерванные молодые или не молодые жизни, ставшие несчастными семьи, одетых в траур матерей, а конфликт находится в той самой точке, что и год назад, пять лет назад, десять лет назад. И выиграет ли кто-нибудь, если так продолжится еще 30 лет, не наступило ли время изменить положение вещей и додуматься до чего-то нового?

По ту сторону границы опасаются, что визит влиятельных, уважаемых женщин на армяно-карабахскую границу с армянской стороны означает поддержку армянской стороны. Еще раз хочу подчеркнуть, что целью инициативы «Женщины во имя мира» не является вмешательство в сферу содержательного разрешения вопроса. Ее целью является исключительно защита жизней как армянских, так и азербайджанских молодых солдат. И для того, чтобы в этом вопросе не было разночтений, я предлагаю вам посетить и противоположную сторону линии соприкосновения и обратиться с тем же призывом также оттуда.

Я понимаю, что это сложно, что вы занятые женщины, что сюда сложно было добраться, но если мы сможем спасти жизнь хотя бы одного восемнадцатилетнего парня…

Я знаю также, что за это время на вас оказывалось различного рода давление, и излишне говорить о том, какое огромное уважение вызывает то, что вы не поддались этому давлению. И я хочу надеяться, что подобным же образом вы сумеете преодолеть и это препятствие, оказаться по ту сторону границы и обратиться с этим призывом и оттуда.

О давлении. Мне известно, прошу прощения, если я ошибаюсь, что к этому визиту собиралась присоединиться также одна из женщин, работающих на российском канале РТР (прим.: во время выступления было по ошибке названо ОРТ), которой руководство не позволило это сделать. Это, конечно, странно. Странно и то, что, например, телекомпания «Мир», новостное агентство «Спутник» не позволили своим творческим группам приехать и освещать этот визит.

Это странно и потому, что, когда в апреле 2016 года на этой же территории началась война, она широко освещалась различными СМИ: армянскими, российскими, азербайджанскими и СМИ различных стран мира. Ужасающие военные кадры не сходили с экранов телевидения и со страниц электронных и печатных СМИ. Но вот мероприятие, целью которого является предотвращение возможности подобных войн, не вызывает такого интереса. Я понимаю, конечно, что новая возможная война принесет с собой новые сенсационные материалы — жертвы, обезглавленные трупы, расчлененные тела — и СМИ вступят в яростное соперничество за возможность первыми показать эти кадры с места событий. Но я хочу всем напомнить, что за этими сенсационными и эксклюзивными кадрами — человеческие жизни, искалеченные судьбы, сделанные несчастными матери и дети.

Хочу просто призвать масс-медиа пересмотреть свои приоритеты и выполнять свой профессиональный долг равным образом: как при жестоких потерях человеческих жизней, так и по отношению к усилиям, направленным на спасение этих жизней. В конце концов, в мире как будто не наблюдается недостатка в сенсациях, в основе которых лежит человеческое несчастье.

И этим своим шагом вы воодушевили меня на то, чтобы продолжать эту кампанию с новыми усилиями. И я уверена, что объединенный голос женщин и матерей не может не оказать своего влияния, и я верю, что перед вселенской материнской любовью расплавятся все патроны на свете.

Например, они превратятся в украшения, как те, что сейчас на мне. Эти украшения сделаны из расплавленных патронов. Оказывается, в Ереване есть мастер, который делает украшения из расплавленных патронов. Я не знала об этом, узнала совсем недавно. Но как только узнала, решила, что они станут символом движения «Женщины во имя мира». И каждая женщина, которая присоединится к кампании, получит такое украшение.

Это означает, что чем больше женщин присоединится к кампании, тем больше патронов исчезнет в мире, потеряет свое первоначальное назначение и превратится всего лишь в украшение. А это, в свою очередь, означает, что так много жизней удастся спасти. Это, конечно, язык символов, но, согласитесь, что это недалеко от реальности.

Благодарю вас за внимание и с удовольствием хочу передать слово нашим гостям.