Размышляя о превратностях любви, невольно вспоминаешь слова героини Эмманюэль Сенье — Мими — из диалога в фильме Романа Полански «Горькая луна»: 

— У меня для тебя две новости — хорошая и плохая. Нижняя часть твоего тела останется парализованной.

— А какая хорошая новость?

— А это и была хорошая. А плохая — то, что теперь я буду заботиться о тебе. 

Наш постоянный колумнист, медиатор и коуч первых лиц, Карина Башарова — о главных новостях любви на сегодня.

На самом деле, когда мы говорим о любви, у нас гораздо больше новостей. Непосвященным людям все они кажутся плохими. Это объяснимо, потому что у нас четыре базовые негативные эмоции: гнев, страх, отвращение, меланхолия. Все эти «замечательные» ощущения дает нам любовь. Радость и удивление, свойственные зарождению отношений, продолжаются недолго, а потом куда-то уходят. Но тем не менее ошибочно считать, что зрелая любовь между людьми, состоящими в длительных отношениях, таких как у героев «Горькой луны», — это не счастье. У них есть работа. Сначала они имитируют счастье и другие физиологические процессы, а потом они активно изображают ненависть друг к другу. Но при этом удивительным образом не расстаются. Это прекрасно, что любовь при всей ее понятности, обнаженности, незамысловатости по-прежнему имеет непознанную структуру. Кажется, что вроде мы уже обо всем догадались, думаем, что знаем, чем это закончится, но потом все оказывается совсем не так. Когда мы начинаем под внутренним микроскопом изучать моменты счастья, — с удивлением понимаем, что вспоминаем что-то совершенно неожиданное. 

Когда люди приходят с запросом, мы всегда добираемся с ними до высшей точки любовной истории. Это часто очень неожиданные моменты. Остаются в памяти эпизоды, которые казались неважными и преходящими. Человеческая эмоциональная память очень избирательна. Есть жесткая поговорка: «Цыплят по осени считают». Мы никогда не знаем, в какой момент нам будет дано понять, где была точка любви, какая была настоящая, какая нет, с чем сравнивать. 

Самый частый вопрос, который задают клиенты: «А стоило ли мне так обжигаться? Прикасаться к огню, который меня до сих пор сжигает?» Мы размышляем о том, что, может быть, было бы лучше пройтись по касательной, купаясь в теплом молоке пресных отношений, и никогда не узнать лобового столкновения с настоящей любовью. Мы можем говорить о том, что это страсть, помрачение, это проходит, это не то. Но человек, который не узнал этого чувства, несчастен. Любви все равно, как мы ее называем, — она приходит к нам в очень разных обличьях. И самый великий секрет — как ее сохранять, не давая ей покинуть нас. 

Хорошие новости: когда вы проживаете это чувство, его становится больше. Это не ресурс, который иссякает вопреки клише о том, что через три года сосуд высохнет. Люди, которые рискуют, узнаю́т и испытывают эту боль, одновременно переживая высочайшее счастье. Любовь дарит и болезни, и страх, и одиночество, но слава Богу, что она не спрашивает у нас разрешения, врывается и не дает нам покоя. 

Влюбиться может любой — и в три, и в шестьдесят три года. Когда мы произносим "I’m through with love, I’ll never love again", мы понимаем, что все равно открываем ящик Пандоры, испытывая это снова и снова. 

Любовь зависит не от статусов и совпадений, а от мелких, ничего не значащих деталей. Никогда не знаешь, какими они будут и в какой ситуации проявятся. Одна пара долгие годы обменивалась моментами из фильмов, которые они считали значимыми для поддержания чувства любви. Так они играли несколько лет, пока не расстались. Кому-то со стороны это показалось бы странным, кто-то посчитал бы глупым. Но красота и любовь — в глазах смотрящего. 

Для меня один из лучших фильмов о любви — In the mood for love Вонга Карвая. В нем вроде бы фактически ничего не происходит, люди пребывают в непонимании и недоверии. И при этом они проживают величайшую историю любви. У каждого из нас свое видение красоты, понимание происходящего. Неважно, согласились ли мы прожить это чувство или отказались от него, — она пришла. И наши ожидания и желания для нее не указ.