Утопия

Все, кто видел трилогию «Матрица», хотя бы раз в жизни допускали возможность того, что мы «живем» в системе

Утопия

Все, кто видел трилогию «Матрица», хотя бы раз в жизни допускали возможность того, что мы «живем» в системе

Письмо редактора Лара Лычагина
Лара Лычагина Письмо редактора

 

Все, кто видел трилогию «Матрица», хотя бы раз в жизни допускали возможность того, что мы «живем» в системе, созданной искусственным интеллектом. Но первым все-таки был Платон, еще несколько тысяч лет назад предположивший, что мир вокруг нас может быть вовсе не реальным. Достаточно вспомнить его аллегорию пещеры из седьмой книги «Государства», где мы узники подземной пещеры, с рождения закованные в цепи и видящие лишь тени на стенах.

Пролетели тысячелетия, вопрос почти тот же: может, наш мир смоделирован на компьютере?

Профессор Оксфордского университета Ник Бостром отвечает утвердительно: «Мы почти наверняка живем в компьютерной симуляции». Сформулированную в 2003 году шведским философом теорию сегодня поддерживает Илон Маск, полагая, что мы легко можем оказаться героями компьютерной игры, созданной искусственным интеллектом в рамках научно-исследовательского проекта, или частью домашнего задания школьника из пост человеческой цивилизации.

Тогда пост люди, запускающие игру, похожи на богов по отношению к нам, людям: акт творения за ними; их уровень интеллекта намного превосходит наш; они «всемогущи» и могут вмешиваться в жизнь нашего мира, физические законы которого для них не писаны. А могут и не вмешиваться. И не потому, что взращивают нашу креативность, а потому, что забыли нас на «обочине космической дороги» после удавшегося пикника на лугу, где пасутся люди. Наверное, чудовищней этого нет. Потому что тогда ничего не существует: ни нас, ни наших вечных вопросов о смысле бытия. Хотя что-то в этом проекте остается—игра с неменяющимися правилами.

Ведь цель любого игрока—пройти уровни, не подорвавшись, по пути собирая бонусы: оружие, еду, секреты. Кто-то умирает на первых уровнях, кто-то доходит до финального сражения и видит поздравления от команды создателей и дизайнеров картинки. В этой системе, подобно индуизму, можно проходить игру много раз, нажимая «new game». Наиболее развитые герои знают, что можно сохраняться и перезагружать игру перед сложным уровнем или ставить на паузу, но таких единицы—им молятся, поклоняются, их хоронят в землю и откапывают как живых через сто лет.

Такой вот пример утопии современного мира на мотив «матрицы».

Хотя возможен и другой вариант. Как в известной притче: «Бог устал от людей и спросил ангела, где бы ему спрятаться от них—на вершине горы или в глубине моря. И один из ангелов посоветовал: в человеческом сердце, они туда реже всего заглядывают».

И наше право сделать свой выбор. Ведь утопии и притчи создаются людьми, а не богами в блестящих доспехах. Может быть, действительно наши сердца создают творцов, и в наши сердца «им суждено вернуться». Если только мы чаще будем в них заглядывать.

Лара Лычагина

Главный редактор