Хуан Миро как-то сказал: «После наскальной живописи ничего великого в изобразительном искусстве создано уже не было». Веселый каталонец пошутил, но в каждой шутке есть доля правды — древнейшие образцы наскальной живописи в Египте очень похожи на некоторые произведения современного искусства: отпечаток ладони, вагина, круглая ямка. И это прекрасно, потому что, изобрети сейчас кто-то машину времени, мы могли бы общаться с далекими предками без слов. Знать и понимать язык искусства — это сегодня и привилегия, и необходимость, и то, что делает человека человеком, рассказывает основатель просветительского проекта Fragment Art Club и клуба Quintessentially в России Ирина Вольская.

Основная цель нашего клуба — знакомство с закрытым миром современного искусства и профессиональным сообществом, получение новых знаний, эмоций и возможностей. Конечно же, это включает в себя стремление объединить всех, кому интересно современное искусство. Мы даем возможность погрузиться в этот мир, попробовать на вкус все виды и направления, понять, что близко, что захватывает. И если после наших лекций человек влюбляется и хочет идти дальше в изучении или начинает коллекционировать, то это самое большое счастье и лучший результат. 

История возникновения клуба связана с той миссией, которую мы сейчас пытаемся взять на себя. Несколько лет назад, понимая, что располагаю свободным временем, начала заниматься изучением искусства в разных институциях Москвы. Я ходила по платным и бесплатным курсам онлайн и офлайн и поняла, что для моего уровня знаний и окружения, с которым мне бы хотелось находиться рядом и слушать лекции, ничего не нашлось. Я задавалась вопросом: как же так? Ведь и в «Гараже» все здорово, и в РГГУ, и у Марины Добровинской. Но мне чего-то не хватало.

В этот момент мы познакомились с Сергеем Гущиным на выставке. Мне его представили как молодого модного галериста, который одновременно читает онлайн-лекции. Вдохновленная идеей, предложила Сергею сделать клуб, чем удивила его. Я много лет занималась Quintessentially, но это сервис, а мне бы больше хотелось делать интеллектуальный и развивающий образовательный проект. Аудитория была готова, хотелось вдохновлять и радовать людей. В январе 2019 год мы запустили первый курс.

Будет ли это интересно другим так же, как и мне? Сомнения были, но пропали сразу же, потому что к нам пришли женщины и мужчины 50 на 50 — первые 12 человек, купившие разовый курс, рассчитанный на восемь участников. Это задумывалось как живой эксперимент, целью которого было определить свою миссию и цель.

Даже обладая знаниями, очень сложно определить, что перед тобой не эрзац.

Обычно люди стесняются сказать, что они чего-то не знают. Самое интересное, и я этим горжусь, — мне удалось донести посыл: когда тебе что-то непонятно, подойди и спроси. Будет хуже, если потом на одно незнание будет накладываться другое. Чтобы понимать, надо сначала иметь желание. Без него сложно начинать любое изучение. Именно поэтому у меня и возникла идея создания клуба, где простым языком можно говорить о современном искусстве, узнавать его, перестать бояться и без стеснения сказать: я ни черта не понимаю, когда смотрю на эту картину, инсталляцию или видео. Стыд признаться, что ты ничего не понимаешь, — первая проблема, которую мы помогаем преодолеть. 

Мы соединяем экспертов, арт-профессионалов и тех, кто пришел изучать искусство.

Задумывая Fragment Art Club, мы прежде всего стали бороться с различными предубеждениями. Профессионалы не хотели смотреть на искусство глазами новичков, считали, что многие из них относятся к нему несерьезно, как к сиюминутному увлечению и, скорее, даже как к развлечению. Те, кто только делал первые шаги в искусстве, зачастую хотели тут же бросить: всё казалось сложным, непонятным и далеким. 

Наши эксперты умеют рассказать о современном искусстве так, что у людей горят глаза, им хочется узнавать только больше. Они не боятся простых и каверзных вопросов.

Наши лекции, разговоры с известными людьми из арт-мира, походы в музеи и галереи сделаны, чтобы примирить две стороны. Наши эксперты умеют рассказать о современном искусстве так, что у людей горят глаза, им хочется узнавать только больше. Они не боятся простых и каверзных вопросов. И члены нашего клуба знают о том, что запретных тем нет. Эта синергия желания отдавать и желания получать и дает тот замечательный эффект, когда искусство все сильнее начинает проникать в повседневную жизнь. Я очень рада, что происходит именно так.

Сегодня художники имеют большую свободу, и их работа не ограничивается использованием красок, холста, глины или бронзы.

Мне кажется, что именно сейчас люди смогут сообщать о своих реальных чувствах через современное искусство. Когда многое нельзя назвать своими именами, через произведение искусства можно и нужно говорить с людьми. Сегодня художники имеют большую свободу, и их работа не ограничивается использованием красок, холста, глины или бронзы. Они могут создавать инсталляции, сложные объекты, снимать видео-арт, экспериментировать со звуком или участвовать в перформансах, чем-то напоминающих театрализованные действия. Именно поэтому, на мой взгляд, важно разбираться в современном искусстве, научиться понимать автора, знать приемы и методы. 

Даже обладая знаниями, очень сложно определить, что перед тобой не эрзац. Современное искусство многолико и вызывает столько непонимания и недоумения, что то, что для одного является образцом идеального качества и вкуса, другому внушает отвращение. Если говорить про профессиональное качество работ, то не надо забывать, что практически все выдающиеся художники современности имеют многолетнее художественное образование, а иногда и не одно. И все наши иллюзии, что вот, мол, я сейчас соберу кучу мусора или нарисую тяп-ляп, выставлю это на всеобщее обозрение и стану звездой, за чьи шедевры заплатят миллионы, — иллюзия. Я не знаю таких случаев, а если они и есть, то разовой звездой стать можно, но творить на определенном уровне всю жизнь могут только художники с большой буквы.

В нашей работе мы уделяем внимание не только ликбезу. Чувства стиля и прекрасного у нас не врожденные — их нужно развивать и совершенствовать. Вкус можно развить так же, как голос или слух. Я считаю, нужно время и еще раз время, ведь насмотренность — это самое важное в понимании и принятии современного искусства. Насмотренность — это, образно говоря, «творческая мышца». Ее не только можно, но и нужно тренировать. Это не значит повторять или копировать чужие работы. Тренировать означает наблюдать за профессионалами, развивая свои чувство стиля и вкус. Каждый поход в музей на выставку или ярмарку оставляет в памяти отдельные частицы увиденного, часто мы не помним имена или стили того, что увидели, но общее понимание остается. Со временем ты вдруг понимаешь, что многое уже видел, а что-то вдруг приковывает твой взгляд, и ты замираешь и начинаешь копаться в памяти: видел или нет, кто автор и что он хочет сказать этим произведением.

Эстетический интеллект тоже тренируется — это способность понимать, интерпретировать и выражать чувства, возникающие в связи с объектом или переживанием.

Многие приходят к нам с вопросом о том, можно ли зарабатывать на искусстве в России. Я всегда задаю встречный вопрос: какую сумму заработка в месяц можно считать достаточной, чтобы считать, что зарабатывать в России все же можно? Я знаю много успешных примеров: это и аукционный дом Vladey Владимира Овчаренко, и опыт многих галерей, которые не боятся день за днем доказывать всем, что современное искусство нужно и важно. Да и услуга арт-консалтинга и подбора коллекций в рамках Fragment Art Club чрезвычайно востребована как среди тех, кто решил оформить новую квартиру или дом, так и среди тех, кого мы считаем уже очень серьезными коллекционерами.

Современное искусство так важно и так сильно воздействует на людей, потому что очень глубоко связано с нашим недавним прошлым и настоящим и таким образом является частью нас самих. Я влюблена в современное искусство и получаю от него огромное удовольствие. Из иностранных я очень люблю Ива Кляйна, Ансельма Кифера, Адриана Гени, Герхарда Рихтера, Энтони Гормли, Дженни Севиль, Хуму Бабу и Татьяну Труве, из российских — Recycle group, AES+F, Валерия Кошлякова, Алису Йоффе, Тимофея Радя и Тима Парщикова, Данини, Сергея Браткова, Ольгу Чернышову, Леонида Цхе. Купить картины классиков очень сложно. Их мало, конечное количество, если говорить от нулей до импрессионистов. Кто-то раз в десять лет найдет картину на антикварном рынке во Франции, и окажется, что это Веласкес. Они достаточно дорогие на фоне общей тенденции искусства к удешевлению. А современные мастера все время что-то творят, их продвигают. Например, представитель Young British Artists, которые доминировали на художественной сцене Англии в 90-х годах, Дэмьен Херст с его акулой. Все недоумевали, что это за инсталляции и почему там черепа. А сейчас он сделал «Вишневый сад» в Foundation Cartier. В Париже была огромная выставка, люди приходят на нее, и оценки звучат уже иначе: «Все-таки оказалось, что он настоящий художник!»

Услуга арт-консалтинга и подбора коллекций в рамках Fragment Art Club чрезвычайно востребована как среди тех, кто решил оформить новую квартиру или дом, так и среди тех, кого мы считаем уже очень серьезными коллекционерами.

Особенность воздействия на человека здесь в том, что искусство помогает отвлечься, задуматься и, главное, переключить внимание со своих проблем на внешний раздражитель (а современное искусство — это почти всегда раздражитель). Кстати, в связи с переездом многих наших друзей, партнеров и просто малознакомых, но интересующихся культурой и искусством людей в Дубай, мы плани-руем делать лекции, привозить спикеров и даже спектакли в Дубай. Очень хочется, чтоб наши соотечественники, которым очень непросто сейчас везде, смогли наслаждаться прекрасными постановками, интересными собеседниками и выставками вдали от Родины. Мы надеемся, что поможем им забыть хотя бы на время о событиях, которые заставили их уехать, и ощутить связь с современным искусством. В момент сосредоточения на нем ты забываешь о себе любимом хотя бы ненадолго, начинаешь думать о том, что хотел сказать автор, или беситься, что ничего не понимаешь, или, наоборот, что все слишком просто. Это как тумблер. А дальше — возврат в реальность, и в этот момент зачастую возникает просветление, и взгляд на свое внутреннее состояние и проблемы меняется. Попробуйте, это часто работает. Хотя искусство, скорее, помогает чувствовать полноту жизни, задает сложные и неудобные вопросы, заставляет задуматься. Но оно всегда должно радовать, давать состояние восторженности и подъема при каждом взгляде на картину. Если, конечно, вашей основной целью не является заработать, тогда тут начинают работать совсем другие законы.

Если воспринимать искусство как язык, при помощи которого мы учимся чувствовать и понимать себя, то очевидно, что этот шифр должен быть понятен зрителю.

Однако многим кажется, что современное искусство вещает герметичным, совершенно непонятным языком. Но искусство — это и есть изучение нового средства общения. Особенно современное. В классическом варианте оно отражало действительность и предоставляло зрителю готовый образ, не надо было додумывать и напрягаться. Вот тебе пейзаж Репина или Шишкина, вот портрет Веласкеса, вот натюрморт. Сегодня же искусство заставляет рефлексировать, даже, наверное, сверхрефлексировать. Тебе надо напрячься и самостоятельно определить идею и настроение произведения, ты становишься художником, только твой мозг ограничивает тебя и твою фантазию. 

Например, на последней Венецианской биеннале была представлена нашумевшая инсталляция Аниша Капура: рядом с пушкой по комнате разбросаны багряно-красные куски. Мнения разделились: кто-то видел кровь и ошметки тел, а кто-то — порезанную помаду и краску. Все зависит от твоего состояния, настроения, компании. Современное искусство заставляет думать и развиваться. Не получится, как раньше, просто съесть готовый продукт, но ведь и мир теперь иной.

Есть предположение, что модернистское искусство совершенно не обязательно понимать. Его можно почувствовать, потому что оно прежде всего обращается не к интеллекту, а к эмоциональной сфере, и многие модернисты, от Пикассо и Матисса до Ротко и Поллока, это прямо проговаривали. А тем, кто по-прежнему испытывает внутренний протест, могу дать простой совет: если какое-то произведение вас не тронуло, то, возможно, не пришло еще время, не совпало. Это нормально. Оно может сработать в другой момент. Если же вы хотите разбираться в нем больше, но не знаете, как подступиться, выберите себе проводника, который искренне любит искусство. Задавайте ему вопросы, слушайте, ходите вместе на выставки. В какой-то момент ваше обязательно придет, откликнется в сердце. Научиться чувствовать искусство сложно. Но можно помочь быть к нему ближе. Дальше уже все будет зависеть от самого человека.