Течение времени подобно мощной волне цунами: оно уносит с собой все, что может поднять, часто оставляя за собой бессмысленный хаос разрушения. Но есть сила, способная противостоять этому, — традиции, которые столетиями, тысячелетиями накапливало человечество. Их хранители — художники, останавливающие моменты прекрасного в природе и человеческой жизни, их миссия — нести через века историю и опыт цивилизации, считает наш новый колумнист, известный российский художник-ювелир международного класса, основатель бренда Ilgiz F. Ильгиз Фазулзянов.

Человечество тысячелетиями стремится к совершенству и познает мир. То накопленное знание, наследие, передающееся из поколения в поколение, — это и есть традиции. Они должны быть постоянными. Как только мы начинаем их менять, изменяются общество, мировоззрение и сам человек. В истории не раз случалось так, что культурное наследие отвергалось, а на его место водворялось что-то новое, совершенно иное. Через какое-то время новизна стиралась, созданное в свою очередь становилось наследием. Так отмирали и добавлялись традиции, но нарушался естественный ход событий, мешая человеку и целому народу правильно развиваться. Народ потихоньку начинает вымирать, когда уничтожается традиция, рушится основание дома. Заплатки — смолы и клей современных технологий — не держат этот треснувший фундамент.

Когда в искусство внедряются новые течения, они влияют на него таким образом, что все начинает рушиться. Начало ХХ века ознаменовалось не только определенными событиями в политике и экономике, но и попытками создать иной вид искусства. Появился импрессионизм, авангардизм, постмодернизм. Поиск новых форм привел к хаосу в понимании культурного кода. Сейчас этот хаос еще больше усугубился и трудно прогнозировать, к чему это приведет.

Творческие люди — иные и живут другими категориями, чем обычный человек. Мы можем смотреть на супрематические картины, размышляя об их смысле. Искусствоведы, будучи людьми, погруженными в искусство, могут рассуждать о том, что «Черный квадрат» Казимира Малевича — это область бессознательного, космического — он вовсе не черный и не совсем квадратный, но история нас рассудит, и окажется, что это в лучшем случае гениальный пиар, прообраз тактики однодневного искусства: неважно что, важно, как это подать и продать.

Так или иначе, нужно правильно это читать: это интересная история, но никак не наследие. Мы придем любоваться прекрасным в музей будущего, и там будут Суриков, Репин, Васнецов, но вряд ли Малевич.

Подобные явления в искусстве можно сохранять, изучать, анализировать, но нельзя показывать людям. Коды, которые мы передаем, меняют и «перенастраивают» тех, кто смотрит. В мире очень много несформировавшихся людей. Если человек не готов к восприятию, его мозг будет засорен и трудно предсказать, что произойдет дальше. В прошлом именно церковь брала на себя охранные функции, четко и грамотно понимала, как управлять такими процессами. Это был контроль во благо, помогавший обществу двигаться в правильном направлении.

Сейчас мы воспитаны иначе, свобода воспринимается как что-то обыденное и необходимое, но никто не понимает, что это такое и как с ней быть. У всех разное понимание этого слова, но оно далеко не означает свободные поступки и действия. Свобода мысли и творчества важна, но мысли должны быть правильными у каждого человека. И у буддистов, и у мусульман, и у христиан, и у иудеев есть заповеди — тот коридор, по которому человечество идет тысячи лет. Попытки выйти из этого коридора ни к чему хорошему не привели. Злость, зависть, ревность могут возникнуть у любого человека, а заповеди совпадают во всех религиях и ограничивают проявления этих эмоций. В каждой религии человека готовили его к уходу в другой мир, избавляя от этих земных чувств, чтобы негатив не сохранялся и код его не был передан другим людям. Мозг идет по правильному пути только в этом коридоре. Он очень широкий, и в нем есть место для всех и каждого.

Что-то произошло и с понятием семьи, отношений мужчины и женщины. Семья — это источник, от которого ручейками расходится информация о нас. Семья — это то, что восстанавливает, восполняет потерянное вне ее, основа, без которой человеку очень трудно существовать. Сотни лет прививалось уважение к этому институту, он поддерживался в том числе и церковью, но сейчас и здесь начался хаос. Сказалось наследие ХХ века, когда через искусство нам несли ложный код. Человек не развивается сам по себе: музыка и произведения искусства считываются и записываются отпечатком на наш мозг, как и информация. Хаос записывает белый шум, и сейчас время, энергия и традиции имеют совершенно иное значение и смысл — больший, чем раньше. Их нужно беречь, надо успеть передать свое наследие детям. От всех нас, от наших мыслей, от любого творческого человека зависит — что будет передано. И в этом помощью будут церковь, мечеть, пагода или синагога, которые очищают человека от плохой информации, чтобы он не передавал ее детям и хранил верность традиционной модели семьи.

Часто приходится отстаивать и традиционное понимание искусства, красоты, эстетики. Ювелирные изделия невозможно делать новаторскими. Мы можем применить более современные технологии, материал, но не более того. Хотя и здесь есть ограничения: не титан — в таком случае это будет арт-объект, равно как в деревне деревянный ковш будет продуктом ремесленного производства. Вещи должны быть названы своими именами, но еще важнее — иметь правильный посыл, моральные и нравственные ограничения, которые накладывают религии. Недаром ювелиры в прошлом принимали сан священника, им давалась возможность распределять энергетические ресурсы, подбирая для каждого человека свой камень. В Древнем Египте украшения и камни были священными оберегами, дававшими защиту от зла и наполнение чистой энергией.

Физики, изучающие квантовую энергию, рано или поздно раскроют механизм того, как происходит энергетическое взаимодействие камней, ювелирных изделий, их обладателей и мастера, создавшего их, но сомнений в происходящем нет. Если женщина получает какой-то камень в подарок, а он ей не нравится или не нравится человек, от которого этот подарок получен, с кольцом обязательно что-то происходит. Оно лопается, теряется, или, когда человек его надевает, с ним обязательно что-нибудь происходит. Плохая энергия нарушает правильный ход движения, хорошая — защищает. В моей жизни огромное количество подобных историй: человек находится на мероприятии, и вдруг ни с того ни с сего камень лопается. Или серьги начинают неожиданно темнеть. Это свидетельствует об огромном разрушительном энергетическом потоке, которому камни не давали проникнуть, сопротивляясь ему. Неизвестно, что было бы с человеком и его здоровьем, если бы эта энергия проникла и нарушила правильный ход движения его электронов.

Своих учеников я учу любить то, чем они занимаются. Чтобы передать наследие людям, нужно работать с хорошими мыслями и положительной энергией. Есть огромное количество примеров, показывающих, что от настроения мастера зависит, как изделие продается, какая у него дальнейшая судьба. Если у человека нелады в личной жизни и он имеет дело при этом с эмалью, то эмаль лопается — наши мысли, эмоции четко передаются в то, что мы создаем, это магия творца. Я всегда говорю своим сотрудникам: только с добрыми мыслями и с хорошим настроением можно делать свою работу.

Человеку важно научиться открывать в себе то, что в нем заложено, сохранять те инсайты, которые произошли внутри него. Главное, что я понял — зачем все это нужно: дарить людям положительную энергию через мои изделия и идти к той главной работе, ради которой получил от природы способности и прошел длинный путь.