Слово «хакинг» потеряло однозначность своей изначально отрицательной коннотации. Появились «белые хакеры», задача которых — найти ошибки в чужих системах и обратить на них внимание разработчиков. Как отделить интроспекцию от метапозиции в сознании человека, чтобы ответить на экзистенциальный запрос человека и улучшить качество его жизни, рассказывает Егор Матвеев, «белый хакер» в психологии, автор методики «Кармахакинг».

В моей жизни всегда был бизнес — в двадцать три основал первую компанию. В этой области «перформанс» сильно персонифицирован и зависит от человека. В быстро меняющемся мире высокий перформанс в сочетании с инновационными технологиями может стать системно опасным для больших корпораций с налаженными бизнес-процессами. При этом у одних лидеров получается вести к успеху, а у других нет. Казалось, что первые владеют какой‑то особенной методикой, но на самом деле обнаружился удивительный факт: ее нет ни у первых, ни у вторых. Люди движутся интуитивно, и многие испытывают страх потери того, что когда‑то получили. Это создает колоссальное давление и нивелирует удовольствие от обладания имеющимся.

Интерес к вопросу заставил пойти в глубину и заняться психотерапией. В какой‑то момент пазл сложился и появилась картинка работы человеческой психики. Тогда и родился метод, который я назвал Кармахакингом. Практика его применения позволяет утверждать: он универсален и работает для людей старше тридцати пяти лет. Возрастное ограничение связано с работой компенсаторных механизмов. Человек отрабатывает их, становится психически ресурсным, и только после этого у него появляется запрос и потребность в получении нового знания. Это самый важный базовый принцип Кармахакинга — желание работать над развитием своего сознания.

Экзистенциальный запрос рождается у зрелых людей с определенной материальной базой, которым хочется изменить качество жизни. Кармахакинг дает ответ двум этим потребностям, помогает человеку привести себя в контакт с собой. Мы много слышим о безусловной любви, необходимости жить сердцем. Но в итоге не понимаем, как всего этого достичь. Мой метод можно назвать инструкцией, которая при определенной последовательности действий делает эти вещи следствием.

Это не результат — все происходит естественно. У человека развивается внимание, и он становится способен фокусировать свое внимание на другой «точке сборки». Становится возможным многое менять за счет этого нового взгляда на себя: события своей жизни, реакции, чувства, состояния.

Мы просыпаемся утром и мельком замечаем то, что на бытовом уровне называется настроением дня. Объясняем это влиянием планет, съеденным или выпитым накануне. Однако никакие попытки вести размеренный и здоровый образ жизни не помешают настроению меняться. По мере прохождения психотерапии мы начинаем замечать присущие нам состоя­ния. Их надо научиться отслеживать, чтобы понять, почему они возникли. Ви´дение причин событий через состояния и есть Кармахакинг.

Необходимо замечать тонкие вещи в себе. Рефлексия, интроспекция — процесс, в котором аналитическая часть ума включает самоанализ. Чаще всего люди используют его как работу над собой или ситуа­цией. Но есть и метапозиция — уровень сознания, из которого мы смотрим на себя и в котором также раскрывается наша индивидуальность. В каждом есть независимый, не вовлеченный в петлю коммуникации, но заинтересованный наблюдатель. Практика Кармахакинга на одной из ступеней подразумевает развитие метапозиции таким образом, чтобы точка наблюдения оставалась всегда включенной. Форми­руется навык, приближающий нас к решению вопроса о том, что субъективно, а что объективно. Человек по‑прежнему социален, деятелен, но часть, остаю­щаяся в метапозиции, позволяет испытывать меньший стресс и создавать свое пространство для реализации того, что интересно.

Это высокоуровневая, тонкая и сильная работа. Она меняет судьбу, линию жизни. Возможно, в философском понимании медленное изменение таких состояний и есть базовый смысл проживания человека. Но еще важнее утилитарная, конкретная сторона Кармахакинга. Два образованных человека, находя­щиеся на высоком социальном уровне, вдруг вспыхивают и попадают в воронку конфликта. Слова больно ударили плетью, чувства сильны, но способность их контейнировать пропорционально ниже силы захвата. Простить почти невозможно, грубо нарушены взаимные границы. Осознание пришло позже: можно было реагировать иначе, ведь к тридцати-сорока годам многое пройдено и прочитано. Не хватило лишь навыка, который нужно развивать. Каждый день, с каждым человеком, не только на уровне чувств, ощущений качества жизни, но и в материальном пространстве. Люди, которые применяют этот навык, становятся более созидательными. Это отражается и на отношениях, и на финансах, и на способности творить.

Путь от медитаций до автоматизма и постоянной включенности состоит из семи шагов. Работа с установками, убежде­ниями, ролями, чувствами, состояниями, выбором и соединением с мировым каналом. Методология всегда одна и та же и состоит также из семи компонентов. Первый из них предполагает отслеживание осознаваемых и неосознанных автоматизмов — первичных процессов. Второй — понимание того, как они скрываются под нашей внутренней рационализацией. Человеческий ум очень изворотлив: мы можем логически объяснить все что угодно. На нейробиологическом уровне происходит связь нервных клеток в цепочки, которые подкрепляются гормонально. После этого сознательное вмешательство человека перестает быть необходимым. В этом есть логика: у организма есть такое качество, как гомеостаз. Он отвечает за целостность и сохранение энергии.

Третий компонент схемы условно можно назвать «крáем». Это граница, переход которой требует больших энергетических ресурсов. Именно за ней находится все самое интересное: декомпенсация из‑за того, что какое‑то внутреннее качество или базовое состояние не простроены на уровне личности. Мы все проходим типичные стадии во время созревания и осваиваем определенное количество метанавыков. Не все удается одинаково хорошо, потому что часто нет условий или есть препятствующие или травмирующие факторы. Отказ от какого‑то качества становится причиной механизма вытеснения. Обычно мы не видим того, что у нас за краем, — там то, что Юнг назвал «тенью». По его мнению, психика — это «бомба замедленного действия». Развитие позиции метанаблюдателя дает нам возможность видеть всю картину.

После осознания необходимости простроить неосвоенное к тридцати пяти годам появляется запрос на актуализацию личности: обычно это связывают с кризисом среднего возраста. Процесс требует наработки метапозиции. Это четвертый компонент. Пятый — условный травмирующий опыт. Шестой — ответ психики на него — декомпенсация, вторичный процесс.

Седьмой компонент — проек­ция. Если у человека есть какая‑­­то программа в тени, знает он о ней или нет, но состояние, которое он проживает, и связанная с ним роль создают свою феноменологическую реальность. Подсознание подсвечивает выбор в любви, отношениях, принимае­мых решениях. Сознание всегда его рационализирует и объясняет «подкреплением», но управляет всем теневой процесс — это и есть работа проекции. Выстраи­вается особый событийный ряд на уровне отношений с партнерами, сотрудниками в компании. Они становятся продолжением теневой роли, и возникают проблемы там, где их не ждешь.

Кармахакинг — интегральный метод, которому свойственны преемственность и универсальность. Он дает возможность не доводить ситуацию до предела, показывает теневые роли и дает возможность многие жизненные ситуации пройти по‑другому, предотвратить большие «аварии». По мере развития метапозиции и простраивания личности мы проводим работу с тонкими, не фиксируемыми на уровне чувств состояниями, которые являются базовыми по отношению к событиям. Здесь вне контроля и прямого осознания рождаются наши мысли, эмоции и действия. На уровне метапозиции мы встречаемся с собой, учимся работать с нашими чувствами и принимать себя в разных состояниях — обиды, гнева, агрессии. Так развивается способность к контейнированию — умению выносить себя, формируется высокий эмоциональный интеллект. Чем выше эта способность, тем больше человек может дать окружающим, возрастает способность по‑другому с ними взаимодействовать. Свое умение мы забираем во внутреннюю роль — происходит интериоризация. Затем выносим какой‑то персонаж вовне (экстериоризация), действуя как часть себя, и рождается диалог из наших частей — происходит инсайт и, как следствие, медиация.

Применение Кармахакинга в жизни приводит к тотальной правде с самим собой. Ее очень сильно не хватает современному обществу для решения глобальных вопросов. Медиация во всех сферах человеческой жизни невозможна без глубоких изменений на уровне сознания каждого из нас. И в этом смысле Кармахакинг способен сделать решение многих проблем человечества следствием развития навыка быть в контакте с собой.