У Данте была Беатриче, у Дали — Гала, у Модильяни — Жанна Эбютерн. Кто-то сказал: «За спиной каждого великого мужчины стоит великая женщина». Тайна, в одно мгновение соединяющая двух людей в семью — в жизни и в бизнесе, — подобна тайне, движущей рукой ювелира, походя создающего шедевры, от которых захватывает дух. О пути "рука об руку" со звездой ювелирного мира рассказывает Дина Насырова, директор бренда Ilgiz F., жена и муза знаменитого татарского ювелира Ильгиза Фазулзянова.

Я родилась в традиционной татарской семье, где главной задачей девушки считалось удачно выйти замуж и хранить домашний очаг. Бабушка по отцовской линии была моим «окном в свободу», потому что ни она, ни ее путь не вписывались ни в какие рамки. Она отучилась в мединституте в 30-е годы, прошла войну и закончила ее как главный врач полка. Работала в Берлине до 1947 года, потом вернулась в Казань, где возглавила Республиканский туберкулезный диспансер. Она вышла замуж за моего деда, который был моложе ее на семь лет, родила двоих детей, воспитала их и внуков, увидела правнуков и умерла в девяносто два года у них на руках, окруженная любовью и уважением.

Я тоже хотела себе яркой судьбы. Бабушка говорила: «Ложишься спать — проси у Бога любой путь, какой ты для себя хочешь».

Я знала, что он у меня будет необычным, потому что люди, на которых мне хотелось равняться, были необычными. Никто из них не родился с серебряной ложкой во рту — простые люди добивались больших высот. Сейчас популярны тренинги для лидеров, но я уже тогда для себя сформулировала те мысли и идеи, о которых рассказывают на коучингах сегодня. Я формировала действительность, правильно и четко формулируя желания, и они исполнялись. Мне хотелось, чтобы мой путь был необычным, как и все в моей жизни: перед сном я просила себе необыкновенного спутника, мысленно обещая быть ему прекрасной женой.

С Ильгизом мы были знакомы один день: неожаданным образом попала на празднование его Дня рождения. Через некоторое время после этого мне нужно было заверить бумаги для ординатуры в Казанском Кремле, и я, в синем деловом костюме, купленном во Франции, случайно попала к нему в Кремль в мастерскую и попросила разрешения переждать дождь. Он сразу предложил мне пойти с ним в этот вечер на свадьбу друзей и, чтобы создать праздничный образ, надел мне на шею какое-то украшение. В нашей семье об украшениях знали и говорили мало, главной ценностью считались книги. О существовании драгоценностей я знала только из литературы и поэтому спокойно уехала вечером после свадьбы домой, не возвратив надетое. Дома оказалось, что это безумно дорогое бриллиантовое колье и серьги. Родные были, мягко говоря, не в восторге от ситуации. Было много разговоров о порядочности и приличиях.

Не спал никто, и утром папа отвез меня возвращать драгоценности. Мне было грустно от того, что недоразумение привело к неприятным разговорам дома. Ильгиз это понял и решил вопрос просто: мы поехали развеивать грусть в Питер. Больше я домой не вернулась. А Ильгиз попросил моей руки у родителей.

Нас сосватал дождь, и мы сразу оказались парой — не встречались годами перед свадьбой, как бывает у многих. 15 августа — наш день, и в этот день подарки делаю ему — я, потому что он считает, что мне больше повезло. Ну а мне просто нравится дарить подарки и даже цветы. Ведь живу не просто с мужчиной, но с художником, поэтому всегда старалась подойти к этому моменту нетривиально. На двенадцать лет со дня свадьбы, например, за двенадцать дней до даты посылала ежедневно букет цветов или предмет, который символизировал бы каждый прожитый с ним год.

Я умею быть женой. И могла бы быть идеальной женой любому мужчине. Не знаю, согласятся ли со мной представители этой половины человечества, но, уверена, что женщина дана мужчине в том числе для того, чтобы быть его движущей силой. Мы главный тыл, который у них есть. И с ними наши молитвы, наш труд, поддержка и где-то даже лидерство.
— Дина Насырова

И это функции просто жены, а если вы еще и ведете совместный бизнес, то обязательства только возрастают. А это значит, что ты не можешь себе позволить стагнацию, а только идти вперед, учиться и развиваться. Сколько себя помню, я всегда училась, и это, безусловно, помогает в нашем деле. Медицинский институт, французский язык в спецшколе, итальянский, английский, курсы секретарей-машинисток… На шестом курсе мединститута поехала во Францию и подтвердила диплом переводчика. Мне нравится говорить с людьми на бизнес-встречах на их родном языке. Я отучилась также на экономиста в институте, чтобы понять, в какую модель по PR и по маркетингу мы вписываемся, но поняла, что нет такой модели и мне придется создать ее самой. Опыт других ювелирных домов, известных в мире, — это другая история. У них были меценаты, они все были обучены своему делу. Ильгиз — самоучка, он никогда не учился ювелирному делу. У него академическое художественное образование, он живописец, делал витражи, занимался росписью по шелку. В 90-е Ильгиз стартовал с нуля, не имея никакой модели бизнеса. И мы пришли к тому, что нужно развиваться своим, особым путем.

Конечно, как у всех, у нас были и сложные моменты в жизни. Закрыли на реконструкцию Кремль в Казани, где у Ильгиза была мастерская, и ему ничего не предложили взамен. Мы поняли, что это знак: пора перебираться в Москву. Переезд в Москву был отчасти авантюрой, так как мы начали здесь все с нуля. Тяжело было настолько, что первую квартиру нам помогли снять клиенты, правда, сразу на Пресне. И дальше шаг за шагом, встреча за встречей, выставка за выставкой мы начали расширять круг наших клиентов. Я провела огромное количество встреч, могла говорить часами. Но и сейчас и тогда, стоит мне достать и положить на стол созданное Ильгизом изделие, становится тихо и слова — лишние. Мир исчезает, перестает существовать для всех, кто внутри ситуации: это магия, чудо. Так было и на представлении Ильгиза в Cartier в Париже, и на экспертном совете в аукционном доме Christie's в Лондоне, и с часовым домом Bovet, и многими другими — практически всегда.

В какой-то момент мы поняли, что вырастаем из среднестатистических выставок и наработали базу для персональной выставки. Мы не вписывались в форматы музеев, а просто выставочные пространства нас не устраивали. Но звезды всегда благоволили нам, и череда событий привела к знакомству с Еленой Юрьевной Гагариной. Буквально в первую встречу она сделала предложение о персональной выставке в Успенской звоннице Московского Кремля. Это был действительно подарок судьбы. Весь наш путь, безденежье, неизвестность, переезд в Москву с детьми, наш страх и надежды — все вело к этому невероятному моменту: открытию выставки в Кремле с огромным количеством гостей и роскошным гала-ужином.

Нам повезло встретить друг друга. Муж делает эскизы на ходу, легко, а я осознаю и замираю — это чудо. Я вижу корабль за окном, а он — свет, который проникает сквозь стекло и игру лучей в преломлении. Мы все можем видеть одно и то же, но только единицы могут трансформировать увиденное в произведение искусства. Мое восхищение даром Ильгиза бесконечно, и задача-максимум для меня как женщины, жены и партнера во всем — чтобы весь мир узнал, насколько он талантлив. Это мой план на будущее, а у меня такой путь, что все задуманное сбывается.